Новини

Главным критерием должен стать профессионализм

Український журналістський фонд

Проблемы Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» опять в центре внимания общественности. «Голос Украины» неоднократно приводил примеры неэффективной, непрофессиональной и, прямо скажем, — вредительской деятельности предыдущих руководителей отрасли. Складывалось впечатление, что на протяжении нескольких лет бывшие управленцы сознательно разваливали государственное предприятие. Отклики почтовых работников, публиковавшиеся на страницах украинских изданий, подтверждали эту тревожную тенденцию. Сегодня, когда в стране происходит полная «перезагрузка» системы управления, когда на первый план выходят национальные интересы и национальная безопасность, которым должна быть подчинена работа всех без исключения государственных служб, важно обратить самое пристальное внимание на ситуацию с главным почтовым оператором Украины.

Доходы падают, расходы — растут

Результаты деятельности «Укрпочты» за 2013 год удручающие. План общих доходов не выполнили все дирекции, за исключением Ривненской. План доходов не выполнен по всем основным услугам, в том числе по письменной корреспонденции — на 10,4 процента, по выплате пенсий — на 5,9 процента, по торговле — на 16,5 процента, по финансовым услугам — на 4,7 процента, по другим коммерческим услугам — на 22,5 процента, по сопутствующим услугам — на 20,6 процента. Если в 2012 году убытки получили только две дирекции, то в 2013-м — 12 дирекций на общую сумму 53,6 миллиона гривен. Таким образом, расходы предприятия растут, а доходы — неуклонно снижаются.

В почтовой отрасли работают свыше 93 тысяч человек. В минувшем году уволились 36 тысяч человек — почти 40 процентов от общей численности! Высокая текучесть кадров — показатель нестабильности работы, сложных условий труда и низкой мотивации сотрудников. Если в среднем в экономике Украины в минувшем году зарплата возросла на 24 процента — до 3265 гривен, — то в «Укрпочте» — всего на 14 процентов (до 1877 гривен). При этом средняя зарплата почтальонов — людей, на чьих плечах в буквальном смысле лежит основная нагрузка по предоставлению услуг населению, — за год увеличилась лишь на 10 процентов, до 1337 гривен. И даже эти скромные деньги получают далеко не все почтальоны. С неполной загрузкой в отрасли работают 46 тысяч человек — каждый второй (по состоянию на 1 января 2014 года). В том числе 77 процентов почтальонов: трое из четверых.

В результате такой деятельности национального почтового оператора снижается не только объем предоставленных услуг, но и их качество. Почтовые отделения переходят на неполную рабочую неделю, количество «рабочих рук» уменьшается, а нагрузка на оставшихся — увеличивается. Все это не может не вызывать справедливые нарекания клиентов.

За последние годы руководство «Укрпочты» всячески расширяло перечень услуг, часто — в ущерб основным. «Голос Украины» уже писал о неудачном опыте сотрудничества государственного предприятия с «Дельта-банком» по предоставлению потребительских кредитов населению («Семеро с ложкой», 12 января 2013 г.) Отказы банка в предоставлении кредитов в некоторых областях доходили до 70-80 процентов, тогда как сотрудник почты тратил 15 минут для проверки документов и заполнения заявки каждого потенциального заемщика.

Не оправдал ожиданий и проект «Административные услуги: упрощенный доступ через почту». В рамках проекта были подписаны 27 меморандумов с местными государственными администрациями и Государственной регистрационной службой Украины, обучены почти 38 тысяч работников. А от предоставления услуги по пересылке письменной корреспонденции и дополнительных услуг почта заработала 232 тысячи гривен, средняя сумма чека составила 12 гривен. Пора бы разобраться, в чем проблема и почему в погоне за количеством услуг растеряли качество.

В 2013 году увеличилось количество жалоб на работу почты: в объекты почтовой связи поступили 4959 обращений потребителей, что почти на тысячу обращений больше, чем в предыдущем году. Клиенты недовольны — тогда куда же направляли силы и средства руководители ведомства? В публикациях «Семеро с ложкой», «Ситуация вокруг кресла главного почтмейстера не устраивает ни прокуратуру, ни общественность» (21 октября 2010 г.), «Письмо в завтрашний день» (30 июля 2011 г.), «Провалится ли в пропасть «почтовая карета»?» (25 ноября 2011 г.), «Почта: только для родственников» (15 февраля 2013 г.) и других газета подробно рассказывала о схемах разбазаривания средств государственного предприятия. В частности, при генеральном директоре «Укрпочты» Оксане Плотниковой были приняты решения о покупке дорогостоящей системы автоматизации SAP, требующей 650 миллионов гривен на протяжении трех лет, о приобретении навигаторов для служебных автомобилей (вместо обновления автопарка) и о расходах на услуги сторонней консалтинговой компании на сумму 13 миллионов гривен в год.

На «крючке» у банка и личных интересов руководства

Как видим, расходы пошли не впрок — наоборот, после ряда аналогичных волюнтаристских и малообъяснимых решений результаты деятельности предприятия только ухудшились. В коллективах почтовиков до сих пор с содроганием вспоминают намерение Плотниковой одним махом выбросить на улицу 8 тысяч человек. И только массовое возмущение и вмешательство в ситуацию на самом высоком уровне помогло предотвратить масштабное сокращение персонала.

После назначения в июне пришлого года на пост генерального директора Константина Кривенко изменений к лучшему не произошло. Десятый за девять прошедших лет руководитель запомнился тем, что сохранил раздутый штат генеральной дирекции и перевел зарплатные счета во Всеукраинский банк развития (который контролировался старшим сыном экс-президента). Бывший генеральный директор пошел по пути своих предшественников в части странных бизнес-решений. Чего стоит предложение дирекциям выплачивать не менее 50 процентов заработной платы за счет наличных средств, находящихся в кассе! Это как — взять из кассы деньги, оставленные в оплату за коммунальные услуги или подписку периодики, — и выплатить персоналу? И что тогда объяснять клиентам, когда выяснится, что деньги не дошли до водоканала или энергосбыта?

Практика оформления на почте заявки на получение кредита при гендиректоре Кривенко продолжилась, на этот раз — с «Банк Ренессанс Капитал», очевидно, болем близком сердцу нового руководителя. Кредиты получали как клиенты, так и сами почтовые работники. А 12 марта нынешнего года дирекции «Укрпочты» в регионах с удивлением ознайомились с письмом за подписью коммерческого директора государственного предприятия Василия Веселого. В письме содержится указание… провести работу среди сотрудников, которые имеют задолженность по кредитам перед «Банк Ренессанс Капитал», предупредить людей о погашении задолженности и взять с них заявление в бухгалтерию на удержание задолженности из зарплаты. Какое отношение имеет государственное предприятие к договорам, заключенным между частным банком и его клиентом? Почему один из руководителей национального почтового оператора так печется об интересах коммерческого финансового учреждения? Нет ли здесь личного интереса?

Примечательно, что фамилия Веселого упомянута в публикации «Захват «Укрпочты»: Майдан «проглотит» очередную «плюху»?» на Интернет-сайте ord-ua.info, датированной 12 марта этого года. По словам автора публикации Олега Леонидова, коммерческий директор «абсолютно уверен, что в течение недели будет назначен руководить всей «Укрпочтой». Неизвестно, какие основания существовали для такой уверенности, но тот факт, что в качестве кандидата на кресло «главного почтмейстера» всерьез обсуждается человек, имеющий чуть больше года стажа работы в системе, уже тревожит и работников государственного предприятия, и его партнеров, и общественность. Не продолжится ли разбазаривание средств и ресурсов, практика заключения договоров с компаниями, приближенными к руководству ведомства? Не произойдет ли окончательный развал национального почтового оператора?

Первым делом — опыт и знания, а не политическая преданность

14 марта 2014 года в газете «Голос Украины» опубликовано коллективное обращение представителей Национального союза журналистов Украины, Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей и Украинской гильдии главных редакторов (руководителей) СМИ к министру инфраструктуры Украины Максиму Бурбаку. «К сожалению, кадровые перестановки последних лет, когда едва ли не ежегодно сменялись генеральные директора «Укрпочты», свидетельствуют о том, что на эту должность назначались лица, которые не были специалистами в области почтового дела. Сейчас, наконец, правительством на первый план при назначении руководителей на всех уровнях управления выдвигаются требования профессиональности и кадровой подготовки. Просим Вас, глубокоуважаемый Максим Юрьевич, учесть наше мнение и рассмотреть кандидатуру директора Государственного предприятия «Пресса» Герасименко Валерия Викторовича на должность генерального директора УГППС «Укрпочта», — говорится в обращении.

Предложение журналистов и издателей поддерживают почтовики. «Специалисты в нашей дирекции знают Герасименко Валерия Викторовича как опытного профессионала-почтовика, известного прежде всего настоящим украинским патриотизмом, большим опытом работы и руководства в почтовой отрасли», — отмечают в письме на имя Премьер-Министра Украины Арсения Яценюка директор Херсонской дирекции УГППС «Укрпочта» Михаил Вертман, председатель комитета профсоюза почтовых работников дирекции Нина Селедец и председатель профсоюзной организации дирекции-почтамта Ирина Зуенко.

«Особого внимания также заслуживает его честность и преданность делу, чего в последнее время, к большому сожалению, не хватало предыдущим руководителям «Укрпочты» с их безудержным желанием тендерных закупок оборудования и товаров по завышенным ценам. Именно вследствие такой «модерновой закупочной политики» из предприятия вымывались огромные средства и непомерно увеличивались планы, что привело к убыточности в работе почти всех областных дирекций «Укрпочты». И это еще и потому, что на должность генерального директора «Укрпочты» на протяжении последних пяти лет назначались не специалисты почтового дела, а люди с теоретическими знаниями менеджмента и маркетинга, которые только хорошо знали «как и куда направить» финансовые потоки», — считают авторы письма.

К сожалению, за последние четыре года на должность руководителя государственного почтового предприятия руководители назначались не по итогам профессионального конкурсного отбора, а по принадлежности к определенным политическим силам. Печальные итоги подобного подхода — налицо. Ни один из предыдущих генеральных директоров — Евгений Заяц, Оксана Плотникова, Константин Кривенко — не был выходцем из почтовой отрасли, не знал ее проблем изнутри. Результатом стали раздутые штаты, убыточность дирекций, недовольство клиентов и персонала. По принципу личной приближенности к первому руководителю, а не профессиональным качествам, назначались и директора региональных дирекций.

Сегодня подобная практика противоречит провозглашенному руководством страны курсу на максимальную прозрачность, подотчетность и профессионализм власти. Целесообразно вернуться к проведению конкурсного отбора руководителей государственных субъектов хозяйствования. Такая норма закреплена в Законе Украины «Об управлении объектами государственной собственности», где определено, что уполномоченные органы управления в соответствии с возложенными задачами организовывают и проводят конкурсы по определению руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций. Верховная Рада Украины, принимая данный закон, определила, что назначение руководителей государственных субъектов хозяйствования проводится не иначе, как по результатам конкурсного отбора, и уполномочила Кабинет Министров Украины определить процедуру проведения такого конкурса.

Чтобы возглавить такую значимую и сложную отрасль, необходимы профессиональная квалификация и стаж работы на руководящих должностях в почтовой сфере не менее пяти лет. В сложной ситуации, в которой находится Украина, возрастает роль государственных предприятий, имеющих не только огромное экономическое, но и социальное значение. «У руля» «Укрпочты» должен оказаться человек, имеющий четкий антикризисный план и программу развития отрасли, опыт руководства и умение организовать работу национального почтового оператора. При назначении на пост генерального директора предприятия должен сыграть роль главный критерий — профессионализм. Ведь время оборотистых дилетантов ушло вместе с прежней коррумпированной властью.

Людмила ОЛЬХОВСКАЯ,
Председатель правления
ВОО «Украинский журналистский фонд».